Ирина Быкова "Мобильный маркетинг"

Мобильный маркетинг - это комплекс маркетинговых мероприятий, направленный на продвижение товаров или услуг с использованием средств мобильной связи (http://www.mobilemarketing.ru/22873; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3    «Мобильный маркетинг»)

Вот какие средства мобильного маркетинга существуют в настоящий момент:

  • «SMS - самый распространенный (после голосового) способ общения с помощью мобильного телефона.
  • MMS (Multimedia Messaging Service) – услуга обмена мультимедийными сообщениями, позволяющая пользователям обмениваться не только текстом, но и мультимедийной информацией (то есть, содержащей аудио и видео компоненты).
  • JAVA - технология, предназначенная для создания различных программ и приложений, в т.ч. и для мобильных устройств
  • WAP (wireless application protocol) – это технический стандарт, который описывает методы передачи информации из глобальной сети Internet на экран мобильных телефонов.
  • IVR (Interactive Voice Response) - система интерактивного голосового ответа, так называемое голосовое меню, при пользовании которым любой человек общается с автоматизированным звуковым интерфейсом – автоинформатором.
  • Bluetooth - технология беспроводной передачи данных.
  • Мобильный контент - картинки, мелодии, логотипы, темы для оформления телефонов, слайдшоу и т.д. Преимущество мобильного контента в том, что он может выступать гарантированным призов в любой акции мобильного маркетинга, и он не заставляет абонента идти в центр выдачи призов. Любой участник может получить призовой контент на свой телефон в любое время, в любом месте при наличии настроенного WAP в телефоне. Мобильный контент может быть также брендированным, т.е. содержать фирменные элементы бренда (фирменный рингтон, картинки с изображением продукции и т.д.)

А вот и задачи, которые можно решить с помощью исапользования данных средств:

- Стимулирование сбыта - мобильный телефон используется для регистрации кода, найденного на упаковке или под крышкой продукта (через SMS или WAP). Абонент находит код, отправляет его по SMS на короткий номер и принимает участие в розыгрыше, викторине, программе лояльности и т.д.

- Программы лояльности - мобильный маркетинг позволяет легко реализовывать программы лояльности, связанные с накоплением баллов, скидками и т.д. После каждой покупки, абонент может регистрировать покупку по SMS или через WAP_сайт, тем самым накапливая призовые бонусы.

- Викторины - акции направленные на повышение известности бренда, увеличение числа контактов с маркой. После отправки некоего кодового слова по SMS, участник получает вопросы с вариантами ответов и отправляет правильные ответы обратно по SMS.

- Опросы - SMS или WAP может использовать, как канал опроса потребителей. Вопросы могут задаваться в другом медианосителе (печати, ТВ и т.д.).

- Конкурсы - мобильный маркетинг позволяет существенно упростить проведение творческих конкурсов. Это могут быть конкурсы названий, слоганов, лозунгов, кричалок для болельщиков, всего, что можно выразить коротким SMS-текстом либо это могут быть фотоконкурсы с использованием фотокамер в телефонах и передачей посредством MMS или Bluetooth.

- Голосования - SMS или IVR идеально подходит для организации интерактивных голосований, организуемых на радио, ТВ, в прессе.

- Обратная связь - обеспечивает получение обратной связи от потребителей (абонент может отправить свое сообщение рекламодателю/бренду по SMS или надиктовать на IVR).

- Информирование потребителей - SMS отлично решает вопросы информирования потребителей

- Мгновенное поощрение участников акций - призовой мобильный контент, либо зачисление бонусных денег на счет сотового оператора». (http://www.mobilemarketing.ru/22873    «Мобильный маркетинг»)

«По данным отчета Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), мобильной связью пользуются уже 2/3 россиян.  Причем доля пользователей в возрасте от 18 до 24 лет оставляет 86%, а от 60 и старше – 29%. Среди респондентов, имеющих высшее или незаконченное высшее образование, доля пользователей мобильной связи составляет 82%, среди тех, у кого образование ниже среднего – 29%.» Это еще раз подтверждает высказывание о том, что мобильная связь вытесняет общегородскую. (http://statistika.ru/transport/2007/12/10/transport_9877.html    «Мобильная статистика»)

«В настоящее время в отрасли мобильной связи происходит важнейший переход от доминирования голосовых услуг к доминированию услуг передачи данных и мобильного Интернета.

В отрасли мобильной связи наступает важнейший переходный этап, когда интенсивно внедряются новые высокоскоростные технологии, расширяется набор услуг и режимов обслуживания потребителей, начинается структурная перестройка отрасли (переход от вертикальной к горизонтальной интеграции бизнеса), происходят радикальные изменения в цепочках стоимости и составе игроков мобильного бизнеса.» В таблице приведены данные по современному контенту мобильных телефонов, благодаря которой мы можем смело утверждать то, что в настоящий момент происходит интеграция мобильной связи с компьютерами, благодаря чему мобильные телефоны в ближайшем будущем будут обладать всеми возможностями рядового «домашнего» компьютера, что, в свою очередь, еще сильнее повлияет на развитие мобильного маркетинга» (http://www.mobilecomm.ru/view.php?id=79 «Экономика мобильной связи: трансформации и тенденции»)

Горизонтальный сектор

Функции/Продукция

Новые приложения

Веб-услуги Мультимедийные порталы Услуги локализации

Хостинг и базовые сетевые функции

Провайдеры Интернета (ISP) Поставщики прикладных услуг (ASP)

Сетевая инфраструктура

Сетевые узлы Коммутаторы связи IP-маршрутизаторы

Мобильные терминалы и сетевые приборы

Сотовые телефоны Интернет-приборы Операционные системы Протоколы доступа к Интернету

Средства интеграции, сетевые платформы, системы защиты

Шлюзы, межсетевые узлы Программные решения Средства интеграции Конверторы протоколов Протоколы защиты


Примеры мобильного маркетинга:

Рассылка мобильного контента на клубной вечеринке Camel.  кэмэл организовал вечеринку «Godskitchen» и дал возможность бесплатно скачать мелодии и картинки для мобильных телефонов. Для того, чтобы воспользоваться нужно было включить bluetooth на своем мобильном телефоне. (http://www.mobilemarketing.ru/22873    «Мобильный маркетинг»)

Компания Toyota размещает короткие рекламные ролики в мобильных промо-трейлерах сериала «Побег из тюрьмы». Семь роликов посвящены Toyota Yaris, спортивной двухдверной модели, ориентированной на молодых покупателей. Трейлеры содержат рекламу, которая по клику направляет пользователя на мобильный сайт wap.bk.com.    Мобильный маркетинг: как это работает? (http://www.btlregion.ru/stat/d642c46ffd4dcc6f2abc86c522b7f29d/c9ab9913987611e0158e976d234fea8b/index.htm)

Соки «Тропикана». по условиям недавно проводившегося конкурса необходимо было прислать 20 кодов с обратной стороны этикетки, чтобы получить туристическую сумку или выиграть путевку на отдых

На мой взгляд, мобильный маркетинг является очень удобным и недорогим средством для проведения различных акций, размещения рекламы в интернет-играх и распространения полезной для рекламодателей информации. Кроме того, что оно недорогое и удобное (средство), оно еще и легкое в создании, обслуживании, распространении и имеет плюсы вирусного маркетинга («а вот я в такую игру играл и такие картинки скачивал!»).

Но здесь же необходимо вспомнить и о главном недостатке: спаме. хоть он и запрещен законом, до сих пор рассылается. кроме того, даже если человек подписывается на какую-либо рассылку, то ему начинает приходить бесчисленное число приглашений, информации и другого ненужного «бардака» (рекламодатель может в оправдание сказать, что это лишь напоминание о своей компании). Это безумно надоедает человеку и только унижает мобильный маркетинг в глазах потребителей.

Comments